Астраханская область, 5 марта 2003, 13:15 — REGNUM Приводим некоторые вопросы журналистов и ответы на них губернатора Анатолия Гужвина. Вопрос: Второй год федеральный центр проводит интересную политику в отношении регионов, забирая большую часть доходов субъектов РФ. И речь идет не об ущемлении наших финансовых интересов, а о прямом нарушении бюджетного кодекса. Что предпринимают российские губернаторы и Вы, в том числе, чтобы изменить эту ситуацию?
Ответ: Губернаторы сопротивляются, но не всегда успешно. Это коротко. А если серьезно, то в стране выстраивается жесткая вертикаль власти, и как нам кажется, принята европейская модель, где власть субъектов федерации нивелируется. Как бы получается третий лишний, и, конечно, можно комментировать эту ситуацию по- разному, но нужно иметь ввиду следующее: Россия это не европейское государство, имеется ввиду расстояния, имеется ввиду климатические условия, имеется ввиду транспортные коммуникации и много другое. Поэтому мы сейчас вырабатываем свою точку зрения на эти вопросы и считаем, конечно же, что линия на изъятие, прежде всего, полномочий субъектов федерации и особенно не соответствие взаимоотношений по бюджету - вопрос очень серьезный. Но хочу отметить: группа этих проблем находится в постоянном внимании президента, особенно часто обсуждается на заседаниях госсовета и его президиуме, и думаю, что понимание стороны найдут.
Вопрос: Вы знаете, что 15 февраля был митинг по поводу введения новых тарифов на услуги ЖКХ. Население высказало свое возмущение и протест против реформы ЖКХ. Что Вы предполагаете делать по этому вопросу?
Ответ: Скажу несколько общих фраз: реформа ЖКХ, к сожалению, пошла по пути многих реформ, которые определяли цели и задачи, а ставили только один параметр - как больше взять у населения средств, для того чтобы покрыть бесхозяйственность. Последние события на территории Астраханкой области, прежде всего, свидетельствую о том, что нет пока единого управления процессом ЖКХ, да и не должно быть, поскольку уровни власти разделены. Есть вопросы, за которые отвечает федеральное правительство, есть вопросы, за которые отвечает субъект федерации - губернатор, а целый ряд вопросов ЖКХ, в том числе и тарифы - это компетенция органов местного самоуправления, в частности, мэрия города Астрахани. Возникают три вопроса: первый - экономический, второй - политический и третий вопрос - социальный. Возмущение граждан по поводу принятого мэром решения, которое мы все наблюдали, естественно, не может быть основой для реакции всех органов власти.
Что мы сейчас делаем. Мы бы хотели знать - экономически обоснованны тарифы мэрии или экономически не обоснованы, завышены показатели или нет, а мэрия и разработчики этих тарифов пытаются закрыть свою бесхозяйственность. От этого вопроса зависит политическая воля, и та сумма социальной поддержки, которая должна быть.
Вы знаете, что наша Государственная Дума сформировала комиссию для решения этого вопроса. Пока комиссия ответ дать не может. Я думаю, что в самое ближайшее время мы получим экономическое освидетельствование или экономическую экспертизу, и тогда будем принимать решения, которые бы мягко ложились на возможности населения.
С другой стороны, не делать эту работу, не повышать тарифы, значит всё больше и больше усугублять ситуацию в ЖКХ.
Во время визита в Астраханскую область президента им был дан ряд поручений, в том числе и, на мой взгляд, по весьма значимой для региона проблеме ветхого и аварийного жилье. Как развиваются события на сегодняшний день?
На 2003 год из федерального бюджета региону выделено 82 млн. руб. Да, мы настаивали на 150, но некоторые наши помощники, которые очень болеет за территорию, нам не очень помогли, а даже скорее навредили. Но большого разочарования у меня нет. Ведь 82 млн. руб. против 5 в прошлом году - это весьма ощутимо.
Сейчас наша задача очень быстро организовать работу, найти альтернативные источники финансирования, и осуществить программу в объеме 200 - 250 млн. Грубо говоря, это 5 сто квартирных домов, это 500 семей, которые будут переселены, а освободившиеся площадки отданы под новое строительство.
Вопрос: В ноябре прошлого года на заседании Кабинета Светлана Кудрявцева сказала: "Ипотека идет, а похвалиться нечем". Есть ли, чем похвалиться сегодня?
Ответ: Я считаю, что нельзя упрекнуть администрацию области в пассивности вопросам ипотеки. Мы прекрасно понимаем, что те высокие темпы строительства, которые у нас есть, не дают доступа к решению жилищных проблемы малообеспеченным слоям населения. Во всем мире ипотека является тем механизмом, который помогает решать обеспечения населения жильем.
В России ипотека в классическом виде нигде не действует. Есть некоторый опыт Москвы, Новосибирска, Астрахани, но это скорее все же своего рода эксперимент. А нужно радикальное решение проблемы и здесь есть как экономические, так и правовые аспекты.
Трудностью ипотеки в правовом отношение является то, что до сих пор не приняты законодательные документы, которые бы позволяли изымать жилье у тех, кто приобрел жилье по принципу ипотеке, но не полностью расплатился с ипотечным кредитом. И банки сегодня не гарантированы, что будущий собственник жилья вернет им деньги.
Вторая проблема - низкий уровень жизни населения. И здесь есть очень интересное предложение - использовать накопительные счета по системе пенсионного обеспечения, которые имеют долгосрочное перспективу. И сегодня нашей территории предлагают достаточно большой объем средств под гарантии администрации области и бюджета, которые мы могли бы взять под ипотечное кредитование. Это порядка 1 млрд. руб.
Но до того времени пока не будет четких гарантий, рассчитывать, что ипотека будет работать в полном объеме нельзя.
Вопрос: Вы прекрасно знаете какая катастрофическая ситуация сложилась в селах области с развитием спорта. При этом бытует такое мнение, что из-за большой любви губернатора к футболу все бюджетные средства уходят на поддержку футбольной команды "Волгарь - Газпром". Как вы можете это прокомментировать?
Ответ: Давайте говорить не о развитии спорта, а о развитии физкультуры. Я считаю этот вопрос очень важным потому, что он напрямую увязан с образом жизни человека. Но это проблемы и вопросы соответствующего уровня власти. Если, к примеру, школьный спортивный зал вместо занятий спортивных секций сдается под проведение свадеб и банкетов, то губернатор до каждой школы дотянуться не может.
Что касается футбола. Футбол это действительно наиболее массовый, наиболее привлекательный, народный вид спорта. И когда наш "Волгарь" играл еще прилично, то 30 тысячный стадион Астрахани заполнялся полностью. Так что эти деньги для кого: для команды или для тех астраханцев, которые любят этот вид спорта. Следует отметить еще один момент - "Волгарь" не просто команда, это клуб. Это порядка 500 - 700 мальчишек, которые занимаются в спортивны футбольных школа.
Вопрос: По итогам прошлого года очень неприглядная картина складывается у нас по борьбе с преступностью. В связи с чем, сложилась такая ситуация?
Ответ: Действительно, итоги прошлого года по борьбе с преступностью, в том числе и по сравнению с другими регионами, нами расценены как неудовлетворительные и действительно на коллегии УВД мной была высказана достаточно резкая критика в адрес руководства. Основных причин две: недостаточно высокий профессионализм и определенная деморализация личного и офицерского состава астраханского УВД.
Вопрос: Что на Ваш взгляд из вашей предвыборной программы осуществляется наиболее трудно и сложно?
Ответ: Если бы я сказал что все хорошо, было бы не честно и не правильно. Если я скажу, что все плохо и мне не нравиться, то это тоже было бы не объективно.
Во - первых, я ставил перед собой задачу в течение этих 4 лет полностью газифицировать область. Это моя личная, внутренняя задача, за которую я очень переживаю. Но когда мы определяем для себя те или иные задачи, мы исходим из тех условий того времени, когда эти задачи формулируются. Трудно, а порой невозможно, предугадать изменения политики правительства, того или иного ведомства. И здесь получается так: декларируешь, ставишь задачу, а через год, через два....
Мы газификацию за время моей работы начинаем в третий раз. Что - то сделали, потом остановились, внесли коррективы, изменили финансирование, год - два потеряли, потом начинаем почти что сначала.
Второе, это более эффективное состояние экономики. Я все - таки считал, что малый и средний бизнес в течение этого времени более активно заявит о себе. И не с точки зрения количества предприятий, налогов, производства, а с точки зрения эффективности и влияния на уровень жизни.
Есть и другие аспекты: дороги, питьевая вода, уровень жизни населения.
На сегодняшний день сроки добычи большой нефти, именно большой производственной нефти, отодвигаются на 2005 - 2006 год.
Но все же, думаю, позитивного больше, оптимизма больше. Например, произошли сдвиги в сельском хозяйстве. По крайней мере, за эти годы мы впервые можем говорить о том, что крестьянин научился возвращать кредиты. Никогда это не было. Если государственные деньги были взяты, то всегда находились причины их не отдавать: то град, то заморозки, то засуха...
Так что думаю, что объективно я могу быть удовлетворен тем, что происходит, естественно обращая внимание на очень серьезные недостатки и проблемы, которые существуют.
Вопрос: Один из депутатов государственной Думы Астраханской области в последнее время слишком явно демонстрирует оппозицию по отношению к Вам, в одной из своих публикаций он прямое обвиняет Вас в том, что Вы на значимые ключевые посты нашей области назначаете своих родственников. Как бы Вы это прокомментировали?
Ответ: Что касается господина Сарычева, то я думаю, что это нормально, когда в депутатском корпусе есть оппозиция государственной власти. Ну а обвинение насчет родственников - бедных родственников много, богатых не знаю. Если имеется виду мой сын - я его не назначал. Больше родственников в органах госвласти я не знаю.
Вопрос: Будете ли Вы участвовать в предстоящих в 2004 году губернаторских выборах?
Ответ: Мне кажется этот вопрос преждевременным, потому что серьезный политик принимает решение, когда этому соответствует время. Моя задача сегодня работать и получать результаты, причем не личные, а всего того, что происходит на территории области. А когда придут выборы оценить, что же произошло за это время и решить для себя, исходя из мнения населения, принять решение. Поэтому сегодня я ни да, ни нет никому не говорю. Давайте работать вместе и делать жизнь нашего региона и живущих здесь людей лучше.