Мурманская область, 13 января 2003, 17:15 — REGNUM Губернатор Юрий Евдокимов поставил перед рыбным комплексом три блока основных задач: содействие созданию простой и понятной нормативно-правовой базы, обновление основных производственных фондов, как на берегу, так и на промысле и развитие нетрадиционного, в том числе и прибрежного, промысла. Об итогах работы года предыдущего и ближайших перспективах нынешнего - беседа с председателем комитета по рыбохозяйственному комплексу администрации Мурманской области Анатолием Евенко.
- Анатолий Анатольевич, причины всех своих невзгод и рыбаки, и переработчики видят в отсутствии четко отрегулированной и законодательно принятой правовой базы. Естественно, имеется ввиду в первую очередь закон о рыболовстве. Из-за его отсутствия вышеуказанные беды были и будут продолжаться...
- Действительно так. Однако в конце прошлого года вариант этого закона вновь был отклонен. Реанимировать его в новом качестве пытаются с 1993 года, как через законодательные, так и исполнительные ветви власти. Подготовлено порядка 8 проектов. Но все они проходят через горнило Госдумы. Увы, депутатам, за которых мы голосовали, не всегда удается сконсолидироваться, прийти к общему мнению во многих вопросах. Они обращаются за помощью к регионам. Но ведь наши предложения уже давно внесены. Как я уже сказал, главное, чего нам не хватает, так это взаимопонимания между исполнительной и законодательной властью. А заложниками того оказываются рыбаки.
- А что Вы думаете по поводу обновления, модернизации и прочего, о чем говорится во многочисленных программах, проектах и декларациях областных властей в отношении регионального рыбохозяйственного комплекса?
- Нашим губернатором твердо и жестко определена задача: ставить именно вопросы обновления основных производственных фондов "во главу угла". И я, например, полностью поддерживаю эту установку, направленную на модернизацию и строительство рыбодобывающих судов на наших судоверфях.
- Хорошо, но что делается в данном направлении, и когда следует ожидать положительных результатов?
- Кое-что уже сделано уже в прошлом году. У нас построено три маломерных судна на заводе "Нерпа", еще семь судов такого же типа заложено на верфях этого завода. Начато строительство два судов в Астрахани, на эти цели уже потрачено около тридцати одного миллиона рублей. Сейчас мы приступаем к рассмотрению программных установок губернатора в части Мурманской судоверфи.
- Но самая наболевшая, среди проблем рыбопромышленного комплекса не только Мурманска, но и всей России - проблема отсутствия поставок рыбы на внутренний рынок. В последние годы сырье на береговую переработку Мурмана поступает в гораздо меньших объемах, нежели 10-15 лет назад. Если даже сравнить неплохой для рыбообработчиков 2002 год с теми, давнишними объемами, получается мизер. Почему так происходит?
- Два года назад я запросил предприятия береговой рыбопереработки, а в то время их было восемь, сколько нужно предприятиям бывшего рыбокомбината рыбы для нормальной работы. Тогда называлась цифра в 10-12 тысяч тонн рыбы в год. И сейчас у меня лежит сводка работы этих предприятий за 10 месяцев прошлого года. Судя по этим данным, они переработали свыше 10 тысяч тонн рыбы. Год назад об этом можно было только мечтать. Если взять советские времена, то конечно же эти цифры и близко не лежат. Но мы то говорим о рыночных условиях.
- На ваш взгляд, рыночные отношения сейчас реальны или же о них идет больше разговоров, чем они есть на самом деле?
- Коли мы выбрали рыночную политику, то мы и должны в этих рамках работать. А задача чиновников заключается в создании благоприятных условий именно для функционирования всего комплекса в целом, но, не ввязываясь в хозяйственную деятельность этих предприятий.
- Кстати о создании благоприятных условий. Широко обсуждалась программа развития береговой переработки предложенная директором Мурманского рыбокомбината Михаилом Зубом. Того холдинга, на создание которого теперь администрация нацеливает рыбопромышленные предприятия. Но вдруг, у него начались какие-то проблемы. Эта программа была реальна, в чем ее плюсы и минусы, и в каком она сейчас состоянии?
- Допустим, те усилия которые предпринимает Михаил Зуб, неординарный человек, те действия которые он предпринимал в прошлом году, - это поставка наливными судами мойвы по норвежской квоте, и поставки сайды в нынешнем году - заслужили одобрение со стороны губернатора Юрия Евдокимова. Другое дело, что сама идея передачи во владение рыбокомбинату квот, она была отвергнута.
- Анатолий Анатольевич, как Вы прокомментируете проблему незаконного увода российских биоресурсов за рубеж.
- Да, такие разговоры до меня доходят, бывают моменты когда ко мне приходят люди и начинают рассказывать что "тот-то и тот-то мол-де ворует". В ответ я прошу предоставить письменные заявления и что же? Люди отказываются это делать, тогда какой смысл в этих разговорах. Да и потом, не могу же я на основании голословных заявлений вынести эти вопросы на заседание рыбхозсовета. А в его составе есть представители силовых структур, в задачи которых и входит борьба с подобными нарушениями.
- Если посмотреть в ближайшее будущее, что ждет, на Ваш взгляд, рыбопромышленный комплекс Мурманской области в этом году?
- Этот год станет своего рода определяющим для рыбаков. В рамках той директивы, которую обозначило Правительство России (имеются ввиду аукционы), я полагаю, что крупные предприятия выживут. А вот мелкие предприятия придут, как говорят, к своему логическому концу. То есть вопрос поставлен на выживание.
История вопроса
Из-за значительного прогресса в методах промышленного вылова рыбы, а также из-за загрязнения вод, некоторые виды промысловых рыб вылавливаются быстрее, чем успевают восстанавливать свою популяцию. В результате чрезмерного вылова популяции промысловой рыбы в последнее время значительно сокращаются, а некоторые виды просто находятся на грани вымирания.
Одним из методов защиты рыбных ресурсов от хищнической эксплуатации является квотирование вылова рыбы. Ограничения на вылов рыбы в мире установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также специальными международными и межгосударственными соглашениями об ограничениях рыбного промысла.
В Российской Федерации квотирование вылова рыбы регулируется Положением о распределении квот на вылов морских живых ресурсов, принятым на основании Федерального Закона «О рыболовстве» и постановлениями правительства. Квоты на вылов рыбы утверждаются приказом Государственного Комитета Российской Федерации по рыболовству (Госкомрыболовство) или нижестоящего органа по представлению администрации субъекта РФ на основании рекомендаций бассейнового рыбохозяйственного совета (БРХС).
Как показывает мировая практика, квотирование, хоть и является правильной мерой, даёт небольшой эффект, поскольку рыбаки быстро выбирают квоты и злоупотребляют возможностями, которые даёт понятие «неумышленная добыча». А во многих районах браконьеры не соблюдают никаких квот, поскольку эффективный контроль там практически невозможен.