Республика Башкортостан. Основные структурные изменения на транспорте в 2001 году

Башкирия, 22 октября 2002, 20:13 — REGNUM Рыночные преобразования в экономике вызвали изменения в работе транспорта общего пользования, в частности, в структуре грузовых и пассажирских перевозок, отмечает Госкомстат Республики Башкортостан. Структура перевозок грузов по видам транспорта общего пользования сложилась следующим образом:


процентов
 

1995

1998

1999

2000

2001

Транспорт-всего

100

100

100

100

100

в том числе:

 

автомобильный

19,2

11,6

11,7

12,4

11,8

внутренний водный

3,0

2,6

3,2

4,0

3,9

железнодорожный

16,6

13,3

12,9

15,0

15,7

трубопроводный

61,2

72,5

72,2

68,6

68,6

из него:

 

нефти

11,1

11,5

11,3

10,8

10,8

нефтепродуктов

3,6

4,5

4,0

4,8

5,2

газа

46,5

56,5

56,9

53,0

52,6


Значительную долю в общем объеме перевозок республики продолжает занимать трубопроводный транспорт, в котором основной объем принадлежит перекачке газа. Улучшение динамики объемов перевозок грузов наблюдается на железнодорожном транспорте. В структуре перевозимых грузов этим видом транспорта наметились изменения. Наиболее заметным было увеличение за период с 1991-2001гг. удельного веса нефтяных грузов с 42,6% до 53,6%, в отдельные годы до 58% (1996г.). Таким образом, они укрепили за собой положение преобладающего вида груза на железной дороге республики. Увеличилась доля соды с 3,8% до 6,2%, химических и минеральных удобрений с 2,4% до 2,6%, снизилась доля руды с 8,2% до 6,2%, угля (включая кокс) с 4,5% до 0,2%.

Перевозки грузов стали более рациональными. В связи с вводом в действие в районах республики зерноперерабатывающих предприятий, кирпичных, железобетонных заводов, значительно снизилась доля погрузки зерна и продуктов перемола (с 2,6% до 1,4%), лесных грузов (с 1,8% до 0,8%), минерально-строительных материалов (с 16,8% до 11,5%). Заметное снижение доли автомобильного транспорта общего пользования в общем объеме перевозок обусловлено уменьшением выполняемого им объема транспортной работы. За последние 6 лет количество грузов, перевезенных этим видом транспорта, уменьшилось на 18,4 млн. тонн или в 2 раза. Снижение объемов перевозок объясняется отказом потребителей от услуг автомобильного транспорта из-за повышения тарифов на перевозку грузов, связанного с ростом цен на топливо и другие эксплуатационные материалы.

В условиях рынка выделяются перевозки, выполняемые предпринимателями-владельцами грузовых автомобилей, которые с каждым годом становятся конкурентами для автохозяйств. Доля предпринимателей заметно возросла (1995г. - 4,4%; 2001г. - 27,8%), особенно в секторе грузовых перевозок в междугородном и международном сообщении. Причем средняя дальность выполняемых ими перевозок (300-400км и более) в 3 раза больше, чем в среднем по отрасли (105,6 км). В грузовой транспортной работе, выполняемой всем автомобильным транспортом отраслей экономики, возрастает доля ведомственного транспорта. В 2001г. на него приходилось около 86 % выполненного грузооборота против 83 % в 1995г.

Удельный вес внутреннего водного транспорта в республике в общем объеме перевозимых грузов невелик (2001г. - 3,9%). Несмотря на то, что в последние годы его доля возросла, уровень 1991г. не достигнут (5,9%). В структуре перевозок водного транспорта основной объем занимали строительные грузы. Их доля, начиная с 1996г., растет (с 54,8% до 62,9%). Доля нефтепродуктов наливом сокращается (с 39,5% до 29,4%). Значительно уменьшились перевозки речными судами зерна, лесных грузов. Отмеченные изменения на транспорте в целом объясняются как снижением объемов перевозок отдельных видов грузов, так и перераспределением перевозок между видами транспорта.

Изменение структуры пассажирских перевозок в последнее время характеризуется, прежде всего, перераспределением их между видами транспорта и появлением международных перевозок. Из-за возрастания стоимости авиационных билетов, пассажиропотоки переключились с воздушного транспорта на менее дорогой железнодорожный транспорт. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирообороте возрос с 53% в 1995г. до 59% в 2001г., а воздушного - снизился с 29% до 19%. Доля пассажирооборота, выполненного междугородными автобусами, увеличилась с 17% до 21%. Происходят структурные изменения в пассажирообороте воздушного транспорта. Если с 1994г. по 1997г. наблюдался значительный рост доли пассажирооборота в международном сообщении (с 13% до 31%), то в 1999-2001гг. наблюдалось снижение (с 20,4% до 17,4%). В свою очередь, доля пассажирооборота во внутреннем сообщении постепенно увеличивается (с 79,6% в 1999г. до 82,6% в 2001г.). Во внутренних перевозках, следует отметить резкое снижение перевозок на местных линиях. Доля пассажирооборота в местном сообщении снизилась с 1,8% в 1994г. до 0,7% в 1998г. и 0,04% в 2001г.

Автотранспорт, развивая междугородные перевозки, начал конкурировать с железной дорогой. Действуют дальние междугородные автобусные маршруты до городов: Сочи, Тюмень, Сургут, Тольятти, Екатеринбург, Астрахань и др., а также международный маршрут в Казахстан. В результате только за 1999-2001гг. доля пассажирооборота в междугородном сообщении в общем пассажирообороте автомобильного транспорта повысилась на 6 процентных пункта. Во внутригородском сообщении резко снизились перевозки пассажиров таксомоторами. Такое положение сложилось из-за сокращения количества таксомоторов (за счет физического износа) и увеличения тарифов на перевозки. В 2001г. услугами такси воспользовались около 0,3 млн. человек, тогда как в 1991г.-5,0 млн., в 1995г.-0,9 млн. человек. Доля перевозок пассажиров таксомоторами в 2001г. составила 0,1% против 0,7% в 1991г.

Нехватка подвижного состава, запасных частей, водительских кадров, подорожание горючего привели к сокращению числа внутригородских автобусных маршрутов в 2001г. на 51 единицу к 1999г. В результате за эти года удельный вес перевозок автобусами во внутригородском сообщении сократился с 54,8% до 46,7%. Увеличилась нагрузка на трамвайный и троллейбусный транспорт, которые стали перевозить соответственно 21,5% и 31,7% горожан вместо 16,8% и 28,3% в 1999г. Структурные изменения затронули и парк используемого подвижного состава. Так, на автомобильном транспорте общего пользования бензиновые грузовые автомобили постепенно вытесняются автомобилями, использующими дизельное топливо. Если, в 1995г. 76,8% грузооборота приходилось на дизельно-топливные автомобили, то в 2001г. - 88,1%.

Сложнее идет внедрение в практику газотопливных автомобилей. Газ как потенциал дешевого и экологически чистого топлива до конца не оценен. С 1991г. наблюдается постепенное уменьшение доли газотопливных автомобилей в грузообороте транспорта общего пользования с 11,2% до 2,2% в 2001г. Структура парка грузовых автомобилей по типам и грузоподъемности существенно не изменилась. В частности, доля в грузовом парке автопредприятий малотоннажных (до 3 тонн) и большегрузных (свыше 15 тонн) составляет соответственно всего 2,2% и 2,9%. Значительна доля бортовых автомобилей и самосвалов (32% и 48%), тогда как мало количество подвижного состава со специализированными кузовами (фургонами (7,7%), цистернами (7,8%).

В период становления и развития рыночных отношений структурные изменения выразились в появлении предприятий различных форм собственности. Так, на автомобильном транспорте почти 37% крупных и средних автопредприятий приватизированы. Лицензии на право заниматься коммерческой транспортной деятельностью имели на 01.01.2002г. свыше 4тыс. индивидуальных предпринимателей - владельцев автомобилей, из них 2,5 тыс. - на грузовые перевозки.