Россия. Второй этап Международной научно-практической конференции "Великий Волжский путь".

Москва, 6 августа 2002, 11:48 — REGNUM С 6 по 14 августа на теплоходе "Любовь Орлова" по маршруту Санкт-Петербург - Таллинн - Хельсинки - Рига - Стокгольм - Санкт-Петербург пройдет II этап Международной научно-практической конференции "Великий Волжский путь". Идея конференции возникла в 2000 году. Ее автор - доктор исторических наук профессор из Санкт-Петербурга Анатолий Кирпичников. Конференция проходит в рамках Федеральной программы подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга и 1000-летия Казани под эгидой ЮНЕСКО, ИРСИКА, Совета Европы. Организаторы проекта - министерства экономического развития, иностранных дел и культуры Российской Федерации, Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, Департамент культурного наследия Европы, Российский центр Международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве РФ, Кабинет министров Республики Татарстан, Российская и Татарская академии наук, Казанский совет народных депутатов, а также администрации городов, где проходят пленарные заседания, торгово-промышленные палаты Российской Федерации и Республики Татарстан и Казанский государстенный университет.

В работе конференции примут участие представители ЮНЕСКО, Совета Европы, Международной ассоциации породненных городов, Российского союза исторических городов и регионов, Ассоциации городов Поволжья, Правительства и министерств Российской Федерации, аппарата Президента и Кабмина Республики Татарстан, мусульманских диаспор, мэры городов. Ожидается, что в церемонии торжественного открытия конференции примут участие вице-премьер Правительства России Валентина Матвиенко, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, послы Финляндии, Латвии, Эстонии и Швеции в Российсой Федерации.

Великий Волжский путь - торговая магистраль эпохи раннего Средневековья. Она сформировалась, когда сомкнулись два торговых пути: от среднего Прикамья до нижней Волги, который освоили скифы, и от среднего Прикамья до Ладоги, форпоста викингов. В VIII-X вв этот путь способствовал мощному объединению Европы, такому, какого не было вплоть до XVIII века. Торговые связи были очень обширными: археологи находили в Скандинавии индийские вещи, а на территории Волжской Булгарии - мечи, выкованные в районе Кельна. В результате оживленной торговли и миграции возникали новые города. Так, и Казань своим появлением во многом обязана Великому Волжскому пути.

Сегодня судоходный путь по Волге объединяет более 90 городов 35 стран мира. Главная цель конференции - восстановление роли этого пути как моста между культурами, что может послужить дальнейшему развитию научного, культурного и экономического сотрудничества между городами, укреплению их культурных и экономических связей, созданию совместных научных, образовательных и культурных программ. В итоге будет создана Ассоциация городов Великого Волжского пути.

Реализация проекта началась в 2000 году с круглого стола в Казани. Были определены цели и задачи конференции, ее главные интересы - экономика, культурный обмен, экологические проблемы. В августе 2001 года состоялся первый этап конференции по маршруту Казань - Булгар - Ульяновск - Самара - Саратов - Волгоград - Астрахань. Проект рассчитан на 5 лет и завершится в 2005 году Учредительным конгрессом Ассоциации городов Великого Волжского пути. С 2000 года в работе конференции приняли участие ученые и государственные деятели более 20 стран. Уже есть и результаты: после первого этапа была пересмотрена экологическая программа Правительства России "Возрождение Волги", Академия Наук России приняла решение создать междисциплинарную программу "Великий Волжский путь". Одна из важнейших задач конференции - восстановление волжского судоходства и выход на Каспий. Путь по Волге - самый короткий путь в Индию. При этом в России сейчас не осталось кораблей класса "река - море". Даже для самой конференции корабль удалось найти с большим трудом. Работа на теплоходе предстоит напряженная. Заявлены 148 докладов. В каждом городе маршрута пройдет пленарное заседание, будут работать секции истории, культурологии и этнографии, экономики и экологии. Заседания в пути будут идти с 7 до 22 часов с минимальными перерывами. Так что отдыхать 120 участникам поездки - ученым, бизнесменам, чиновникам - будет некогда.