Несмотря на динамичное развитие экономики юга России, для территорий округа острой проблемой становится недовыполнение планов по собираемости налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации. Как сообщил ИА REGNUM заместитель полномочного представителя президента в ЮФО Сергей Епифанцев, в 2003 году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ от всех субъектов РФ, входящих в ЮФО, должны составить 250 млрд. рублей, а реально в первом полугодии было собрано 110 млрд. рублей.

Анализу сложившейся ситуации было посвящено совещание с участием руководителей контрольных и правоохранительных органов и руководителей управлений налоговой инспекции всех субъектов РФ, входящих в ЮФО, которое прошло в среду под председательством замполпреда РФ в ЮФО Сергея Епифанцева. Разговор, прежде всего, шел о мероприятиях, которые позволят повысить собираемость налогов. Во втором полугодии налоговые органы южного округа должны будут работать с повышенной нагрузкой: в казну необходимо собрать еще 140 млрд. рублей.

Собственно, объяснение сложившейся ситуации есть: существует определенная цикличность в собираемости налогов, связанная с сезонными циклами производства. Например, сельхозпроизводители должны сначала реализовать свою продукцию, после чего уплатить налоги. Хотя в этом году от сельхозпроизводителей юга не ждут большого урожая зерновых, и, соответственно, не рассчитывают на большие поступления налогов от зерновых хозяйств, но в целом в сельскохозяйственном секторе поступления налогов будут на уровне расчетных за счет хорошего урожая подсолнечника, сахарной свеклы, а также хороших результатов в животноводстве.

Развитие экономики округа, прежде всего, связано с реализацией ФЦП "Юг России". По уточненному перечню вводимых объектов, в прошлом году в рамках ФЦП было введено 55 объектов, в этом году их число составит около 200. Новые производственны объекты, это, в конечном итоге, и новые объекты налогообложения. С начала года на этом направлении освоено 5,5 млрд рублей, активно ведется работа по строительству морских портов в Астрахани, Махачкале. В округе началась работа по реализации инвестиционных программ с участием зарубежных инвесторов. После испанского инвестиционного форума, где было подписано соглашений по различным проектам на 640 млн долларов, появилась первая кредитная линия на 100 млн долларов, которая реализуется в Астрахани, Ростовской области, Ставропольском крае.

Таким образом, и экономические показатели развития в промышленности, и ожидания в сельхозпроизводстве, и реализация инвестиционных программ, ФЦП "Юг России", позволяют сделать вывод о том, что динамика экономического и социального развития высокая, и она позволит выйти на уровень собираемости налогов в 250 млрд рублей. При этом в округе есть проблемы с выполнением плановых заданий по сбору налогов в консолидированный бюджет РФ в республиках Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Чеченская республика и Ростовской области.

В ряде случаев невыполнение планов связано с неправильными расчетами. Например, с завышенным бюджетным назначением, которое произвели правительства субъектов федерации при участии своих законодательных органов. Они не учли ряд новых федеральных законов, касающихся распределения средств от сборов акцизов. В частности, это касается акцизов на нефтепродукты, отчасти акцизы на алкоголь. Например, в Кабардино-Балкарии при формировании бюджета было заложено плановое задание по сбору акцизов на алкоголь более 400 млн рублей, реальный сбор оказывается намного меньше, потому что не было учтено то, что основная реализация продукции происходит за пределами республики, и налоговые поступления от ее реализации проходят мимо республиканского бюджета.

Подобные примеры, когда продукция производится на одной территории, а налоги от еее использования или реализации поступают в бюджет другого региона, есть и в Ростовской области, когда Волгодонская АЭС становится филиалом структуры, находящейся за пределами региона, и в Волгограде, когда волгоградское подразделение "Лукойла" становится филиалом структкрурой, созданной в оффшорной зоне Байконур. Также проиходит уход от уплаты налогов на территории, где расположены производственные мощности. В округе есть и другие подобные примеры. С одной стороны, общий поток налоговых отчислений не меняется, но их перераспределение по субъектам, при всей законности этой схемы, вызывает массу вопросов. Необходимо выработать механизм, который бы позволил регионам компенсировать производственные затраты.

Еще одна проблема с собираемостью налогов связана с реализацией имущества по решениям арбитражных судов через систему судебных приставов и российского фонда федерального имущества. Так, в округе были установлены факты занижения стоимости передаваемых на реализацию объектов. Например, гостиница СКЖД в Пятигорске, оцененная в 18 млн рублей,была реальна продана за 1,5 млн рублей. Естественно, налоговое покрытие в этом случае не происходит.

Сложнейшим вопросом, отметили участник совещания, по - прежнему остается возврат НДС за поставку продукции на экспорт, потому что участники внешнеэкономической деятельности производят продукцию на территории округа, затем вывозят ее и экспортируют с других территорий. Отчетная документация находится за пределами округа и объективно определить сумму обязательных сборов очень сложно. Поэтому необходимо наладить взаимодействие налоговых и таможенных служб, с тем, чтобы усовершенствовать систему контроля.

На снижение сборов налогов повлияло расформирование налоговой полиции. В результате, в регионах была приостановлена деятельность по аресту имущества, наложению штрафов и взысканию недоимки с недобросовестных налогоплательщиков. В рамках округа потери исчисляются миллиардами рублей.

Сейчас в округе началось формирование новых служб, деятельность которых направлена на повышение собираемости налогов. Речь идет об окружном комитете по финансовому мониторингу и создаваемых в структуре МВД новых службах по борьбе с экономическим преступлениями, которые фактически должны исполнять функции налоговой полиции. Однако, чтобы новые подразделения как можно скорее заработали в регионах, необходимо наладить оперативное взаимодействие этих структур с другими правоохранительными и контролирующими органами. Завершить формирование местных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями планируется в сентябре - октябре.

Тем не менее, в работе новой службы есть серьезная проблема. По словам заместителя начальника Главного управления МВД РФ по ЮФО Валерия Напалкова, новая структура, нацеленная на работу с налоговыми преступлениями, не имеет механизма для реализации поставленных задач. Налоговая полиция была законодательно допущена к работе с сфере нарушений налогового законодательства, а новая структура, созданная в рамках МВД, этих полномочий не имеет.

Одним из итогов совещания, отметил замполпреда Сергей Епифанцев, станет формирование предложений, связанных с корректировкой федеральных законодательных актов, которые позволят подразделениям МВД по борьбе с экономическими преступлениями действовать в сфере Налогового кодекса. С этими предложениями аппарат полпреда и депутаты юга России собираются обратиться в Госдуму.

Наряду с этим, в округе активизируется практика передачи дел, начатых налоговой полицией в другие контролирующие органы- управления налоговой инспекции, комитет по таможне - для их реализации. Дела, начатые налоговой полицией, не пропадут, но их реализация затянется. Вместе с тем, в аппарате полпреда надеются, что это не отразится на результатах деятельности по собираемости налогов в этом году.

Также аппарат полпреда в ЮФО готовит предложения в адрес Министерства по налогам и сборам РФ, которые планирует представить в августе на совещании, посвященном анализу деятельности по собираемости налогов в первом полугодии. Предложения связаны с восстановлением практики собираемости налогов в так называемых "в горячих точках".

Проанализировав ситуацию в округе, участники совещания пришли к выводу, что есть все основания считать, что совместными усилиями в округе в консолидированный бюджет РФ будет собрано 250 млрд. рублей налогов.

.