Республика Дагестан, 24 июня 2003, 11:33 — REGNUM В республике развиты все виды транспорта. Здесь сложилась железнодорожная, автомобильная, морская, воздушная, трубопроводная системы, несмотря на большую пересеченность местности, обилие водных преград, несудоходность рек, слабую изрезанность морской береговой линии.
Основным видом транспорта является автомобильный. Сеть автомобильных дорог была создана в 20-60 годы XX века. Длина автодорог с твердым покрытием составляет около 7 тысяч километров. На долю автотранспорта приходится более четырех пятых грузооборота и трех четвертых пассажирооборота. Десять горных и ряд предгорных сельских районов республики связаны только автомобильными дорогами.
Через Дагестан проходит автодорога международного значения Ростов-Баку. Как сообщили ИА REGNUM в Министерстве экономики РД, из-за произошедших политических изменений и сложного положения в других регионах, по территории которых она проходит, значение этой трассы несколько упало, одновременно сильно возросла нагрузка на трассу Кизляр-Астрахань, как основной связующей дороги с Россией, далее с Европой. Современное состояние этой дороги не позволяет расширить грузопотоки в страны Закавказья, Россию и обратно, хотя потребность в этом имеется. В связи с этим необходимы мероприятия по реконструкции трассы и развитию дорожной инфраструктуры. При заинтересованном участии предпринимателей, частного капитала на трассах Ростов-Баку и Кизляр-Астрахань в перспективе можно создать современный автобан, соответствующий мировым стандартам, считают в Минэкономики РД.
Пассажиропотоки на юге проходят через Дербент, в горы - через Буйнакск, на Север - через Кизляр, в центральные равнинные районы - через Хасавюрт, в центральные предгорные районы - от Избербаша. Центральным транзитным пунктом является столица - город Махачкала, расположенный на стыке всех дорог.
Помимо междугороднего, определенное развитие получил и внутригородской транспорт. Во всех городах есть автобусное сообщение, а в Махачкале - и троллейбусное. Троллейбусный вид транспорта предпочтителен по экологическим соображениям и экономичности. Однако его развитие сдерживается более высокими по сравнению с автобусным сообщением начальными затратами. Развивая троллейбусный транспорт, следует вывести его на междугородное сообщение, например, между Махачкалой и Каспийском, полагают в Минэкономики РД. На территории Дагестана есть два крупных участка железной дороги. Один из них (длиной 277 километров) полностью электрифицирован и идет с севера от станции Гудермес до станции Самур на юг. Второй участок (длиной 129 километров) проходит от Кизляра до Артезиан.
Железнодорожная ветка Шамхал - Буйнакск связывает предгорье с участком Гудермес - Самур. Большое значение имеют пассажирские линии, проходящие через республику: Москва-Баку, Киев-Баку, Махачкала-Москва, Москва-Тбилиси и другие. Определенную роль железнодорожный транспорт играет в перевозках овец с летних пастбищ на зимние и обратно. В последнее время, как и везде, положение на железных дорогах заметно ухудшилось: снизился грузооборот, уменьшилось количество проходящих составов, хотя направление грузопотоков не изменилось.
В настоящее время завершено строительство железнодорожной линии Карланюрт-Кизляр, которая связывает Дагестан с Центром по второй ветке и сокращает путь следования товаров из Европы и России в Азию и обратно.
В связи с тем, что Каспийское море стало международным, возросла роль морского транспорта, как средства связи со странами Прикаспийского региона: Азербайджаном, Казахстаном, Ираном, Туркменистаном, а через Волго-Донский канал и с остальными странами. В 1993 году Махачкалинскому морскому порту присвоен статус международного, сформированы пограничная и таможенная портовые службы. Вместе с тем само состояние порта и поднятие уровня Каспия ставят все новые проблемы, и уже начаты работы по реконструкции Махачкалинского морского порта. Ряд зарубежных фирм и государств заинтересовались этим проектом. Махачкалинский порт - это единственный незамерзающий порт России на Каспийском море. Как считают в Минэкономики РД, весьма перспективной является организация паромной переправы Махачкала-Актау (Казахстан), что позволит сократить расстояние через море и соединить Дагестан со среднеазиатским регионом.
Махачкалинский международный аэропорт связан воздушными трассами со многими городами России, ближнего и дальнего зарубежья, главным образом со странами Ближнего Востока. Помимо этого, из данного аэропорта осуществляются полеты в города и села, преимущественно центрального и горного Дагестана. Важная роль отводится авиатранспорту при доставке почты, ценных малогабаритных грузов, оказании медицинской помощи. Вертолеты используются при строительстве в горах, для доставки грузов зимой в горные районы. Малая авиация применяется в сельском хозяйстве при химической обработке полей. В последнее время здесь интенсивно идет процесс разгосударствления. Создан ряд частных авиакомпаний, занятых на международных линиях.
У авиатранспорта есть ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Парк самолетов нуждается в обновлении, возникла необходимость существенного улучшения работы наземных служб, решения вопроса сервисного обслуживания. Имеется возможность развития международных транзитных авиаперевозок, расширения географии полетов. Все это окажется возможным, полагают в Минэкономики РД, при условии финансового и иного участия иностранных и отечественных партнеров для увеличения самолетного парка, строительства взлетно-посадочных полос для аэробусов, обустройства аэропорта по международным стандартам.
Единственным видом транспорта, который продолжает сейчас развиваться, является трубопроводный и, прежде всего, газопроводный. Это связано с расширением газификации районов и городов, что позволяет разрешить топливную проблему. К тому же это самый дешевый вид транспортировки нефти и газа. В настоящее время действуют нефтепроводы Избербаш-Махачкала-розный, Южно-Сухокумск-Грозный, магистральные линии газопровода Макат-Северный Кавказ, Моздок-Казимагомед, а также местные линии с ответвлениями в районы.